Вечерний Челябинск,
2 мая 2017 г.
Натуральный обмен по ОСАГО 959 просмотров
Сегодня вступают в силу поправки в закон об ОСАГО, согласно которым, по новым договорам автогражданской ответственности, заключенным начиная с 29 апреля текущего года, владельцу пострадавшего автомобиля страховая компания вместо денег выдаст направление на ремонт. Кому и как выгодны новые правила и скрыты ли в них подводные камни? С сегодняшнего дня возмещение ущерба автовладельцам в случае ДТП будет проводиться в новом эквиваленте — натуральном.
Это значит, что пострадавший после обращения в страховую компанию в течение двадцати дней должен будет получить направление на ремонт в выбранный им из предложенного списка автосервис и в течение еще одного месяца забрать оттуда восстановленную машину. Детали на транспортное средство будут ставиться новые, учет процента износа авто исключен. Все расчеты со станцией техобслуживания будет напрямую осуществлять страховщик, участие автовладельца в этой цепочке исключено. На первый взгляд все очень даже приятно и гладко, но так ли это в действительности?
Сразу обратим внимание, что фактически закон будет вступать в силу поэтапно. В ближайший год мы будем жить в двух режимах: старые договоры, заключенные до 29 апреля 2017 года, будут урегулироваться по прежним правилам, а новые — по новым. Через год жизнь в двух режимах закончится. И тут многих волнует вопрос: как быть, если у одного участника ДТП полис, действующий по новым правилам, а у другого — по старым? В этой ситуации важен полис виновника ДТП, исходя из этих параметров будет осуществляться возмещение ущерба. Если у виновника нет страховки, то тут все по-прежнему: он либо добровольно возмещает ущерб, либо в судебном порядке.
- Изначально, когда закон только разрабатывался, была идея прописать максимально четкие и жесткие технические требования к автосервисам. Но потом от этой мысли отказались, поскольку предусмотреть все до мелочей практически нереально. Поэтому пошли по другому пути: максимально ужесточили ответственность страховой компании и автосервиса за качество выполненных работ и сроки ремонта. Получается, что рынок будет сам себя регулировать. Основное требование сегодня - чтобы человек, получивший ущерб в ДТП, был направлен в сервис, если в отношении его марки и модели года выпуска автомобиля у страховой компании есть соответствующий договор. Единственное отдельное требование, прописанное в законе, касается автомобилей моложе двух лет. Они должны отправляться на ремонт только к официальным дилерам. А от аттестации сервисов отказались, потому что тема достаточно сомнительная и трудоемкая. Ремонт будет оплачиваться страховой компанией без учета износа автомобиля, в то время как по прежним правилам денежные выплаты осуществляются при соблюдении этого коэффициента, - говорит заместитель генерального директора страховой компании «Южурал-АСКО» Алексей Любавин.
Представители компании «АльфаСтрахование» считают, что в отношении потерпевших сторон, которые будут обращаться к страховщикам, ничего не изменится и основная цель работы страховых компаний останется прежней — правильно урегулировать убыток, чтобы клиент остался доволен. При этом страховщики заверяют, что никакого роста цен на ОСАГО не будет. Поправки в закон принимались, чтобы тарифы не ползли дальше вверх и для снижения нагрузки на рентабельность страховых операций.
Ремонт теперь будет проводиться в автосервисах, с которыми у страховщика заключен договор. Автовладелец может выбрать компанию из предложенного списка, но она должна находиться не далее 50 километров от его места жительства. В индивидуальном порядке можно получить направление в автосервис, который предпочитает клиент, но с которым у страховщика нет договора. Однако это возможно только по обоюдному согласию сторон. Ремонт должен быть произведен в срок не более 30 дней. За некачественную работу или просрочку ответственность несет страховщик — 0,5 процента от суммы за каждый день.
При ремонте должны использоваться только новые запчасти. Минимальный гарантийный срок на результат восстановительных работ — полгода, на кузовные работы и связанные с использованием лакокрасочных материалов — год.
Деньги остаются в обиходе
В денежном выражении возмещение убытков тоже остается. Такой вариант предполагается в случае невозможности восстановления автомобиля, когда сумма ущерба больше реальной стоимости самого транспортного средства, при обоюдной вине участников аварии, в случае смерти потерпевшего, причинения среднего и тяжкого вреда здоровью, при наличии у потерпевшего инвалидности, при невозможности обеспечения требований по отправке в дилерский сервисный центр и при превышении лимита ответственности страховщика (если сумма будет свыше 400 тысяч рублей).
- Складывается ощущение, что подавляющее число выплат будет идти в форме ремонта. На самом деле это не так. В договорах с сервисными центрами у страховых компаний, как правило, граница по возрасту автомобиля 7 - 10 лет. Все машины старше будут получать выплаты деньгами. А если учесть, что по статистике средний возраст автопарка у нас в стране 13 лет, то, по моим предположительным прогнозам, доля натурального возмещения ущерба составит 20 - 30 процентов. Кстати, предельные границы по выплатам остаются прежними даже для натурального возмещения — 400 тысяч рублей. Если ремонт превышает эту стоимость, то клиент имеет право получить деньги и сам решать вопросы восстановления автомобиля. Кроме того, закон дает возможность страховой компании и клиенту по соглашению произвести денежную выплату. Мы собираемся этим пользоваться, - поясняет заместитель генерального директора страховой компании «Южурал-АСКО» Алексей Любавин.
Оборотная сторона медали
Но не все так ладно, как кажется. По мнению автоюристов, в законе есть и уязвимые места. Например, нет никаких требований к узлам и агрегатам, которые нужно установить на ремонтируемые автомобили, не прописано, что деталь должна быть одобрена заводом-изготовителем.
- Исходя из наших реалий, наверняка организации, которые будут осуществлять ремонт, будут ставить самые дешевые детали. Поэтому не исключена такая ситуация, что установленные запчасти низкого качества, может быть, отработают какой-то свой установленный гарантийный срок, а потом сломаются. И пострадавший будет со всем этим разбираться заново, но уже один на один, - предостерегает автоюрист Олег Воропаев. - Еще один узкий момент - срок гарантии производителя на многие автомобили у нас установлен больше чем два года. А закон, к сожалению, говорит о том, что к официальному дилеру должны направляться только те автомобили, у которых прошло не более двух лет, причем не с момента покупки, а с года выпуска. Все остальные автомобили могут ремонтироваться в тех сервисах, с которыми у страховой компании заключен договор. Разберем на примере. Предположим, на ваш автомобиль гарантия производителя три года, вы купили его в следующем году от года производства, значит, по истечении двух лет вас страховая компания не обязана отправлять на ремонт к официальному дилеру. Может направить в другой сервис, где вам могут поставить любые детали. Соответственно, возникает вопрос по гарантии: кто именно будет в этой ситуации нести те или иные обязательства, если вдруг будет выявлен дефект?
Но с примером Олега Воропаева готов поспорить другой юрист, Александр Целых. Он утверждает, что в числе требований к автосервису, который будет проводить ремонт, указано, что он должен производить работы таким образом, чтобы сохранялась гарантия производителя. То есть никакой потери гарантии от того факта, что ремонт производился не у официального дилера, не произойдет.
- Официальный дилер не в праве отказывать в гарантии, если он не может доказать, что вмешательство в автомобиль носило ненадлежащий характер. И вообще, если у страховщика договор с дилером не заключен, то автовладелец вправе выбрать выплату деньгами, - говорит Александр Целых.
- При обоюдном соглашении мы можем направить потерпевшего туда, куда он хочет. Сегодня у нас заключены договоры почти со всеми автодилерами. Ответственность для страховых компаний такая серьезная, что нам совершенно неинтересно и невыгодно работать с сомнительными частными автомастерскими. Приоритет — сервисы официальных дилеров. Тем более что у нас с ними есть обоюдные партнерские обязательства, - парирует со стороны страховщиков Алексей Любавин.
Дилеры рады, но насторожены
А что думают относительно изменений сервисные центры официальных дилеров? С одной стороны, они, конечно, рады и для них это плюс, что машины будут направляться на ремонт напрямую к ним в сервис.
- На данный момент кузовной бизнес убыточный. Средняя себестоимость нормо-часа составляет 1500 рублей, а по факту — 1000 рублей, поэтому нам очень интересна эта реформа, которая в итоге позволит прийти к безубыточности, - говорит директор сервиса «Тойота Центр Челябинск Восток» Артем Алексеев. - Но у нас есть и опасения, - перехватывает разговор директор кузовного цеха дилерского центра Евгений Брайт. - Сегодня полученной компенсации от страховых автовладельцам, как правило, не хватает на ремонт автомобиля и приходится доплачивать из собственного кармана. И этот же момент скрывает в себе очень много подводных камней в новых правилах. Суть в том, что мы работаем по пресловутому положению Центробанка № 432-п «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Эти правила никто не отменял, в том числе новые поправки в закон об ОСАГО. Нам предписывают при оценке стоимости ремонта пользоваться справочниками Российского союза автостраховщиков (РСА). Если по стоимости расходных материалов и работ у нас более-менее вопросов нет, то к стоимости запчастей будет очень много вопросов. Официальному дилеру, возможно, такие ремонты будут невыгодны, потому что на сегодняшний день данные справочники, к сожалению, предлагают установку неоригинальных деталей. Поставщики наших деталей, именно по той стоимости, которую предлагает справочник РСА, не всегда даже готовы их привезти. То есть мы упираемся в то, что такой детали, по той стоимости, которая стоит в расчете страховой компании или независимой экспертизы, просто не существует.
Готовы ли страховые оплачивать полную стоимость деталей? К слову, цена некоторых из них может доходить до полумиллиона и даже превышать.
- Сервисный центр будет выставлять нам счет по ремонту транспортного средства, мы в свою очередь будем его оплачивать. Повторю, что предельные границы по выплатам остаются прежними даже для натурального возмещения — 400 тысяч рублей. Если ремонт превышает эту стоимость, то клиент имеет право получить деньги и самостоятельно решить вопросы восстановления автомобиля, - говорит Алексей Любавин.
Выше мы говорили об опасениях по поводу качества ремонта. Представители дилерских автосервисов говорят, что тут главное правильно принять автомобиль.
- Никто автовладельцу не запрещает детально осмотреть автомобиль и в случае чего придраться к качеству выполненных работ. Вы осмотрели, если все устраивает, то мы пожимаем руки и вы уезжаете от нас довольным клиентом. Если же нашли какой-то недочет, то имеете право потребовать его устранить, и мы это сделаем без вопросов. Автосервис в случае каких-то неисправностей, возникших по его вине, исправляет их за свой счет. Например, я сам пять лет назад, забирая машину из одного челябинского дилерского сервиса, при приемке внимательно осмотрел свое авто и увидел, что при снятии малярного скотча немного содралось лакокрасочное покрытие. Я указал на это, и специалист дилерского центра принял машину обратно на исправление. К слову, плюс обслуживания у официального дилера — мы даем гарантию на наши работы и делаем их качественно, потому что нам просто невыгодно потом все переделывать, - говорит начальник финансового сервиса дилерского центра фольксваген «Керг» Антон Ефимов.
Согласно поправкам закона, гарантия на технические ремонтные работы составляет полгода, а на кузовной ремонт и лакокрасочное покрытие — год.
Напоследок
Есть и еще парочка нюансов, о которых пока мало кто знает. Первый — это то, что возмещение в натуральной форме применяется в отношении транспортных средств, которые соответствуют одновременно трем критериям. Это должен быть легковой автомобиль, находящийся в собственности гражданина РФ и зарегистрированный в органах ГИБДД России. Получается, что не все автомобили и их владельцы подпадают под действие закона.
А второй — если страховая компания два и более раз в течение года нарушает порядок организации и проведения ремонта, сроки и так далее, то Центральный банк имеет полномочия приостановить ее право производить возмещение именно путем ремонта. В таком случае абсолютно все потерпевшие будут в этой страховой компании получать возмещение деньгами.
Оксана ВЕЛИКАЯ
Вся пресса за 2 мая 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
|
Право.Ru, 28 ноября 2024 г.
ВС выпустил обзор практики по делам, связанным с ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 28 ноября 2024 г.
Страховщики настаивают на ремонте машин бывшими в эксплуатации запчастями
|
|
Коммерсантъ-FM, 28 ноября 2024 г.
ОСАГО покроют б/у запчастями
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ozon протестирует продажи страховок для физлиц через ПВЗ
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Поправки о понижении потолка франшиз в страховании урожая с господдержкой прошли I чтение
|
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Дума одобрила в I чтении совершенствование механизма сельхозстрахования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
IRDAI призывает к увеличению прямых иностранных инвестиций в страховой сектор до 100%
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Страховщики предложили использовать б/у запчасти в авторемонте
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 ноября 2024 г.
Отдать в надежные руки
|
|
РИА Новости, 27 ноября 2024 г.
Минфин РФ считает важным не допустить ремонта по ОСАГО некачественными деталями
|
|
РИА Дагестан, 27 ноября 2024 г.
Эксперты рассказали о самых популярных сценариях автоподставщиков 2024 года
|
|
Авторадио, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Life, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|